Интересные факты о "24 часах Ле-Мана"
Самую большую дистанцию за 24 часа преодолел экипаж команды Audi на прототипе R15+ TDI в 2010 году — 5410,713 километра, или 397 кругов.
Рекорд скорости трассы, состоящей из некоторой части автодрома Circuit de la Sarthe и городских улиц, был установлен в 1988 году прототипом VM Peugeot — 406 км/ч! Тогда «лемановская» трасса включала в себя знаменитую 6-километровую прямую Route Nationale 138. Однако вскоре FIA запретила прямые участки более 2 км и её пришлось «разбавить» виражами.

С 2019 года рекорд скорости в новой конфигурации трассы принадлежит пилоту команды SMP Racing Стоффелю Вандорну, который на российском прототипе BR1 показал скорость 350.1 км/ч!
Особенностью гонки «24 часа Ле-Мана» долгое время была особая процедура старта.

Гоночные автомобили выстраивались с одной стороны стартовой прямой, пилоты с противоположной стороны трека и по взмаху французским триколором бегом отправлялись к своим болидам. Такой старт стал причиной интересных технических решений — так Porsche перенесли замок зажигания на левую сторону, чтобы пилот мог левой рукой заводить автомобиль, а правой включать передачу.

Но стремясь побыстрее стартовать, пилоты не успевали пристегнуться ремнями безопасности. Именно это и стало впоследствии одной из причин изменения процедуры старта. Сейчас осталась только традиция стартовать по взмаху национальным флагом пятой республики.
В гонке, которая длится 24 часа, без обязательных пит-стопов для дозаправки и смены пилотов не обойтись. Но выстроить тактику так, чтобы провести их как можно меньше — не значит обеспечить себе победу. В 2013 году экипаж Audi, выигравший Ле-Ман, совершил за сутки 34 пит-стопа, а ближайшие преследователи из Toyota заезжали на пит-лейн всего 30 раз.
В составе современных экипажей, как правило, три пилота. Но в истории марафона была попытка проехать гонку в одиночку. Её в 1952 году предпринял француз Пьер Левег (настоящее имя Пьер Буаллен). И это ему почти удалось. Он провел за рулем 23 часа, но из-за усталости потерял концентрацию и, перепутав передачи, угробил мотор своего автомобиля.
«24 часа Ле-Мана» всегда были полигоном для проб и инноваций автопроизводителей.

В 1963 году здесь стартовал экспериментальный Rover с газотурбинным мотором, в 1970-м дебютировала Mazda с роторным двигателем.

Дизельный двигатель впервые представили в Ле-Мане в 1949 году на автомобиле Delettrez Special. Но успех к ним пришел благодаря Audi.

С 2009 года в гонке разрешено участвовать гибридным автомобилям с системами рекуперации энергии. В 2012-м гонку впервые выиграл гибридный Audi R18 e-tron. В сезоне 2018-2019 классы LMP1H и LMP1 объединили и частные команды выступают наравне с заводскими.
Каждый пилот, выходя на старт, мечтает после суточной гонки подняться на подиум. Некоторым это удается не по одному разу. Самым результативным с точки зрения побед в Ле-Мане стал датчанин Том Кристенсен. Приглашенный для срочной замены травмированного пилота в команду Team Joest, которая в то время использовала болид TWR Porsche WSC-95, Кристенсен выиграл первый же в своей карьере Ле-Ман. Всего он выигрывал легендарную гонку 9 раз, причем с 2000 по 2005 год сделал это шесть раз подряд. За выдающиеся успехи Том получил прозвище «Мистер Ле-Ман». Жаки Иксу, который одержал 6 побед в марафоне, присвоили звание почетного гражданина города Ле-Ман.
В марафонских гонках, таких как многодневные ралли-рейды или гонки на выносливость, разница между победителем и обладателем второго места может быть гигантской. Но может быть и совсем крохотной, что всегда вызывает восторг болельщиков. Как на протяжении суток можно идти буквально «ноздря в ноздрю»?

Самое маленькое отставание от победителя в Ле-Мане было зафиксировано в 1966 году. Тогда два Ford GT40 на финише разделили всего 20 метров! Есть и обратный рекорд. В 1927 году победитель на Bentley опередил ближайшего преследователя на 350 километров!
Олимпийский принцип «Главное не победа а участие!», к марафону в Ле-Мане применим как нельзя лучше. Даже если команда просто финишировала в изнурительном соревновании, это считается величайшим достижением — пройти это испытание дано не каждому. Больше всего экипажей финишировало в гонке в 2017 году — 48. Есть и антирекорд — в 1931 году до финиша добрались всего 6 автомобилей.